ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Телефон для связи 8(916)447-93-94


Новости перформанса

 10.11.2011

Запущен очередной сезон занятий перформансом. Работают Перформанс- мастерские. Мы открыты для любых инициативных людей, интересующихся двигательным перформансом.

Подробнее

 19.06.2011

Прошел Московский фестиваль любителей перформанса "ДЕЙСТВИЕ". Впервые в Москве на один день в одном арт-пространстве выступили представители разных перформативных направлений.




Видео


1. Здесь можно посмотреть видео со старейшим представителем этого жанра Лисой Нельсон и танц-перформансом с ее участием.

4. Одно видео от великого реформатора танца Пины Бауш.

5. Одно видео от известного "постхореографа" Саши Вальц.

6. Это пример работы классиков отечественного танц-перформанса Театра Сайры Бланш в компании с Люкс Флюкс.
Перформанс на фестивале "Искусство движения и танца на Волге", 1998 г.
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.

7. А это демо-ролик к перформанс-конструктору (спектаклю) "маленькая москва" с участием группы перформеров: Е.Андриановой, Р.Кучкаровой, Е.Ракшиной и В.Колгина.






О перформансе: субъективный взгляд

Некоторые определения

1. Лингвистическое, мое любимое: с одной стороны прямое, с другой - снабжающее возможностями и свободой для интерпретаций. Сразу становится очевидным, что перформанс не прост, а сложен, многогранен.

2. Философское: это статья - умная, глубокая, иногда сложная для понимания, вскрывающая глубинную подоплеку явления, однако, несколько однобоко, на мой взгляд (особенно в тех местах, где танец лишают права на перформанс).

3. Википедийное: если не хочется долго разбираться - коротко и ясно.

4. Собирательное: та самая попытка (предпринятая коллективом Лаборатории перформанса в Ярославе - одной из столиц российского танц-перформанса, кстати) понять перформанс не одним умом, а коллективным разумом.

А вообще можно просто набрать это слово в Гугле и получить массу возможностей почитать

И собственно, что там мудрить, перформанс - это искусство (того или иного) действия и/или представления, один из многочисленных непричесанных пасынков чрезвычайно терпимого, многодетного отца (или матери?), современного искусства.

Ценности перформанса

1. Действие.
Это способ осуществить перформанс. Противоположно бездействию - хотя и бездействие в перформансе далеко не редко используется в качестве действия. В перформансе, в отличие от, наверное, большинства других жанров искусства, важен и силен "разрешающий" компонент. По существу, перформанс случается, когда перформер разрешает себе (или изначально получает разрешение) действовать, как есть - безоценочно, без купюр. При этом разрешение дается на перевод в действие - иными словами, на проявленный вывод вовне - того или иного содержания. Раз-решение означает решение, выбор, мощь которого - базовый компонент осуществления перформанса и его главная ценность.
Ограничения, связанные с требованиями техники, формы, композиции, включаются в процесс как бы вслед за действием-как-есть.

2. Движение.
Движение может быть основным инструментом и средством перформанса - и тогда это танц-перформанс. Движение в перформансе бывает осознанным и не очень, спонтанным и "схореографированным", экспрессивным (чувственным) и выхолощенным, бытовым и танцевальным и пр. Контекст перформанса позволяет исследовать его (таково в частности происхождение феномена многочисленных лабораторий движения), расширяя сознание и формируя определенное отношение к телу-как-объекту - т.о. проблема, которую поднимает известный телесно-ориентированный терапевт В.Баскаков в своем методе, танц-перформерами давно решена.

3. Тело.
В танц-перформансе тело не отделимо от движения. Перформеры по большей части - не только т.н. "движенцы", но и "кинестетики". Осознанно (или нет) передвигаемое в контексте перформанса, рождающее многочисленные формы - от простых до причудливых - тело, приобретая заметность, явленность, превращаясь тем самым в объект искусства, обнаруживает свою уникальную красоту.
Здесь тело свободно - от условностей и законсервированных форм. Тем самым оно транслирует ценность бытия собой, как есть - человеком со всеми несовершенствами и достоинствами, открывая двери чистому видению - что все есть совершенство...

4. Пространство.
Танц-перформер существует в пространстве, которое влияет на него и одновременно воссоздается (подвергается влиянию) присутствием самого перформера. Это его активно-пассивное взаимодействие с пространством, а пространства с перформером рождает и нарушает существующие и/или созданные композиции, выделяя и представляя те или иные грани бытия. Когда перформер играет с пространством, реализуется его сила.

5. Присутствие.
Хороший перформанс случается, когда исполнитель поддерживает свое присутствие здесь и сейчас: в этом теле, в этом месте, в этой, одной со зрителем реальности. Так он осознанно выполняет и использует все четыре вышеназванные условия.
Присутствие сложно описать, но его можно почувствовать. А еще его можно приравнять к истинному, или к объективному, или настоящему, или…

6. Концепт.
Я, вслед за многими перформерами, склонна считать, что просто танец, даже если это чистая импровизация, нельзя называть перформансом, если в нем нет идеи - т.н. концепта. Перформеры - очень часто интуитивисты. Нередко концепт или его основа извлекается из внутренних ощущений, образов перформера. Лучший случай - когда это внутреннее содержание расширяется до внешнего, общечеловеческого. Тем не менее, перформанс оставляет за собой право быть субъективным - слишком человеческим, выражаясь словами Ницше - искусством.
Так или иначе, благодаря концепту перформер может высказаться и быть услышанным.

7. Импровизация.
И это опять про свободу, а еще про открытость внешним и внутренним импульсам, готовность откликаться на них, делать ежесекундные выборы, играть с этим, быть непредсказуемым, автором и исполнителем здесь и сейчас творимой темы, наполняться и рождать процесс, лишая сверхценности результат. Условие непостоянности в импровизации тревожно, но как она сладка, когда случается и больше неповторима!

8. Зритель.
Каждый зрительный зал - квинтэссенция того или иного состояния социума, собственно - маленький социум (хотя зрителей перформанса в определенных условиях я бы назвала социальным оазисом), с которым вступает в контакт перформер посредством своего действия. Между зрителями и перформерами всегда происходит явное или скрытое взаимодействие, в котором, как правило, имеет место элемент вызова. Чему? Конечно, условностям - клею, а может быть, цементу любого сформированного сообщества.
Зритель - это боль и необходимость перформера: тем совершеннее его перформанс, чем точнее он найдет язык взаимопонимания со зрителем.