ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Телефон для связи 8(916)447-93-94



Меч. Тело. Чувства

Кучкарова Р.

1. Меч.

В бою меч-полуторник обычно держат двумя руками. Можно фехтовать парой мечей, включая обе руки одновременно. Во время спаррингов партнеры, как правило, либо идут в наступление (атакуют), либо отступают. При этом они нацелены на то, чтобы "достать" мечом тело противника и наоборот - защитить свое. В терапевтическом контексте нет задачи действовать на поражение, ставятся и выполняется иные задачи: заботиться о себе и о партнере, по возможности не ранить и не раниться, уметь вовремя останавливать меч, для этого правильно его использовать при атаках и защитах.

С учетом всех этих задач взаимодействие спаррингующих часто - особенно поначалу -напоминает контактный танец, где меч является инструментом контакта. Таким образом, между партнерами происходит, опосредованное (усложненное, благодаря использованию оружия) телесное взаимодействие.

В чем его преимущества?

Во-первых, обостряется осознание личных границ. Тело каждого человека - его личная территория, первая и ближайшая из всех в его жизни, какие он может узнать и использовать. Наработка знания о проницаемости базовых (телесных) границ и опыта необходимости их защищать переносится на "приграничную" зону в других областях (межличностных, гендерных и др. взаимодействий).

Во-вторых, необходимо уточняются и оттачиваются "приграничные" поведение и действия. В ходе поединка важно сформировать "тело взаимодействия" (Летуновский). Неловкое, неправильное, ожесточенное, отреагированное использование мечей затрудняет или вовсе препятствует выполнению этой задачи. В этих и других случаях партнеры (или наблюдатели) могут давать друг другу обратную связь (проводится рефлексия), корректируя контактную активность.

В-третьих, активно включаются и тренируются руки - особенно при использовании двух мечей одновременно. Имеющие определенную длину и вес мечи, удерживаемые в руках, как бы становясь их продолжением, удлиняют и утяжеляют их в восприятии фехтовальщика, придают им вес и подчеркивают их значение в контакте. В работу включаются определенные группы мышц верхних конечностей, которые в повседневной жизни используются редко. Таким образом, задействуются новые ресурсы, полезные для овладения новыми навыками взаимодействия.

2. Тело.

Во время фехтования включается и работает все тело фехтовальщика. Но акцент в силу заявленной темы хочется сделать на верхней части.

В телесно-ориентированной терапии грудь и руки традиционно связываются с темами социальных контактов и сильных чувств. Проблематика этих зон на телесном уровне выражается в виде блоков, зажимов, панцирей. Руки и плечи часто бывают слабыми, вялыми, либо перенапряженными, скованными. Запястья и суставы пальцев - ригидными, так или иначе не приспособленными для того, чтобы крепко держать меч. Грудь может быть стесненной. Грудное дыхание может быть затрудненным, сбивчивым - вплоть до отдышки.

Носитель указанных проблем в обычной жизни использует не в полной мере телесные - и личностные - ресурсы, скрытые в рассматриваемой области. Грудь и руки остаются слабыми, мало используемыми. Подобный телесный образ себя становится привычным и закрепляется в сознании как естественный.

Фехтовальщик в бою вынужден активно пробуждать эту зону. Мечи, как уже говорилось, "утяжеляют" руки, вовлекают их в активное взаимодействие. Все это разрушает искаженный "норматив" бездействующего в контактах телесного "я" в сознании. Фехтовальщик "на собственной шкуре" (конечно, не без помощи обратной связи от ведущего и партнеров) познает свои паттерны (конструктивные и деструктивные), умения и навыки устанавливать, строить и развивать отношения с людьми (Резниченко). Ему становится известно, что он делает, как ему дается деятельность наступления или защиты, в чем он слаб, а в чем силен и т.д.

Если переводить данные об атакующих или защитных действиях-движениях фехтовальщиков, степени слаженности их взаимодействия в поединке, в контекст социальных контактов/сильных чувств, то можно строить предположения о паттернах, силе/слабости, умениях, навыках производить и выражать собственные (сильные) чувства во взаимодействиях с другими (этого требует удар мечом), проводить их на чужую территорию, защищать (отстаивать) свою от аналогичных чужих агрессивных вторжений и обмениваться ими без ущерба для себя и партнера в энергичном (эмоциональном) взаимодействии.

По сути, все это представляет собой содержание "отношенческих" процессов между людьми.

3. Чувства.

Подобно тому, как дерево наполняют соки, так тело вмещает в себя чувства и эмоции. Но, в отличие от дерева, человек может предпринимать гораздо больше активности во взаимообмене с окружающим миром. Подчас свои соки-чувства он доносит до подобных себе довольно агрессивно, завоевывая или присваивая как-то иначе чужие территории-тела для реализации своих собственных переживаний. Так один может активно переживать и выражать свои чувства, подключая партнера(ов) к сопереживанию, а второй, овладевший искусством сопереживания чужим чувствам, может не знать своих собственных и тем более никак не проявлять их вовне.

Возможны и диаметрально противоположные случаи, когда чувства вообще запрещаются в любой проявленной форме. Их выражение может пресекаться, и, как следствие, чувства могут "запираться" где-то глубоко внутри их носителей. Люди выглядят бесчувственными, холодными, как бы застывшими. Не редко они выплескивают то, что подолгу удерживается запертым внутри, используя разрушительные формы самовыражения.

В норме чувства должны наполнять тело и выражаться вовне адекватно ситуации, либо абсорбироваться (Баскаков). В социальном/межличностном контексте между людьми должен происходить естественный, подобный метаболическому процессу, взаимообмен чувствами (Газарова).

Отклонения от обозначенной нормы - далеко не редкость. Это и следствие травматизаций, и эмоциональной созависимости и т.д.

Овладение мечом (мечами), освоение навыков фехтования тренирует рассмотренную зону тела (грудь, руки), расширяет и углубляет осознанность активности в контакте. Рефлексия и анализ с ведущим позволяет корректировать деструктивные паттерны и формировать, закреплять конструктивные.

В результате раскрывается и/или совершенствуется способность продуцировать и конструктивно использовать - делиться, доносить до других - личные чувства, регулировать поток самовыражения, защищаться от неблагоприятных вторжений подобного рода и строить (поддерживать, развивать) нормальные отношения с другими людьми в которых есть место сильным чувствам.