ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Телефон для связи 8(916)447-93-94



Функциональные подходы

Кнастер М.

Сначала привычки подобны шелковым нитям,
а потом они превращаются в канаты.

Испанская пословица.

Само наблюдение за собой является
началом трансформации.

Д. Льюис

Если мы действительно ощущаем, что
делаем в данный момент, то есть тогда,
когда осуществляем выбор, то именно
здесь и происходит изменение.

С.Б.Кушман.



Будучи разумными существами, мы от рождения наделены особой способностью - свободой выбора, поскольку способны действовать осмысленно, а не только инстинктивно. Эта способность принимать решение присутствует на самом фундаментальном уровне в нашей чувственно-моторной или нервно-мышечной системе.

"Движение возникает только тогда, когда нервная система посылает импульсы, которые сокращают нужные мышцы определенным образом и в правильной временной последовательности", - говорил М. Фельденкрайз, израильский врач, занимавшийся вопросами соматики. Чтобы выработать какое-либо решение - идти вперед или вернуться назад, - мы напрягаем или расслабляем определенные мышцы (флексоры) и растягиваем или удлиняем другие (экстензоры). Мышцы фактически работают парами, как агонисты и антагонисты. Однако если с одной стороны данного равновесия произойдет чрезмерное сокращение, то с противоположной стороны должно возникнуть чрезмерное растяжение. В результате нарушается осанка, появляется слабость и ограничивается диапазон и качество движения.

Обучаясь движению

Если повторять некую очередность движений или мышечных сокращений, вскоре она станет бессознательной рефлекторной привычкой, а значит, мы уже будем выполнять ее неосознанно. То, что когда-то было произвольным, теперь стало непроизвольным - независимым от нашего сознания. Через некоторое время эта автоматическая реакция переживается как "нормальная". Ф. М. Алекзандер, создатель техники Алекзандера, назвал этот феномен "искаженная кинестезия": поскольку то, что неправильно - дисбаланс мускулатуры, - переживается как правильное.

Формирование привычки само по себе не является негативным; пожалуй, оно даже необходимо. Без нее мы были бы вынуждены ежесекундно осмысливать, как нам организовать собственные движения. Проблема состоит в том, что неверное использование тела может превратиться в привычку так же легко, как и правильное. А ведь большинство из нас, к сожалению, действует как раз неверно.

...

Создатели различных функциональных подходов обычно соглашаются с тем, что если в начале жизни вы двигаетесь с естественной простотой (если только у вас нет врожденных деформаций или дисфункций), то в течение последующих лет тенденции врожденных движений начинают вам мешать. Множество физических, социальных, культурных и эмоциональных знаний формирует модели движения, которые затем приводят к ряду трудностей. В вас аккумулируются негативные телесные привычки, в том числе слабое представление о собственном теле и ограниченный поток энергии, который может исказить любые движения, начиная с манеры писать и заканчивая манерой дотягиваться до какой-либо вещи. Если, например, при обучении письму вы сидели, согнувшись над столом, сжимали ручку и сильно давили пером на бумагу, морщили лоб и сжимали челюсти, напрягали живот и бедра, то даже спустя десятилетия вы будете по-прежнему держать себя в том же напряженном состоянии каждый раз, начиная писать. Это - ваша бессознательная привычка производить данное действие.

Функциональные телесно-ориентированные техники занимаются тем, как помочь вам избавиться от подобных привычных тенденций. Их основное предположение состоит в том, что двигательные модели можно изменять, так как мозг и нервная система всегда готовы к обучению, поэтому вполне возможно реорганизовать функции вашего тела и обеспечить его новыми двигательными возможностями. Более того, это приведет к альтернативным способам мышления и восприятия.

Сознавание

Самая важная составная часть всех функциональных телесно-ориентированных техник - это чувственное или сенсорное сознание, т.е. фокусирование внимания на том, что вы ощущаете в своем теле. М. Фельденкрайз называл сознавание третьим состоянием существования после сна и бодрствования: "В этом состоянии человек ясно понимает, что он делает в момент пробуждения, так же как мы иногда после пробуждения знаем, что нам снилось, когда мы спали".

Без сознавания вы не сможете полностью использовать ваше тело и не сможете осуществлять контроль над тем, что и как вы делаете. Согласно тибетской притче, изложенной М. Фельденкрайзом, каждый из нас подобен повозке, в которой сидят желания пассажиры, которая управляется мышцами лошадьми, а скелет при этом играет роль самой повозки. Если кучер, т.е. ваше сознавание, бодрствует и управляет поводьями, то лошади будут везти повозку и доставят каждого пассажира в место назначения. Но если кучер спит, т.е. если вы не сознаете, ваша повозка будет тащиться непонятно куда.

Сенсорное сознавание обращено к восприятию актуальных ощущений тела, выбранных вашей нервной системой, которая осуществляет постоянный мониторинг и передачу информации о внутреннем состоянии. Чтобы описать эти ощущения, вам понадобятся такие слова, как холодный, тяжелый, онемелый, сильный, острый или сырой. Эти физические свойства отличаются от тех объяснений, которые вы делаете, исходя из своего опыта осмысления, например, выдержанный, неудобный, безопасный или покинутый. Ощущения также отличаются от эмоций, которые можно описать такими определениями, как разгневанный, грустный или жизнерадостный.

Если во время движения вы сфокусируете свое внимание на одной или нескольких частях тела, то сможете почувствовать, что движется, а что нет; вы осознаете паттерны владения телом или напряжения. Если вы будете систематически производить подобные наблюдения, то сможете вовлечь свою чувственно-моторную систему и установить коммуникацию между мышцами и мозгом.

Легкость, а не напряжение: преимущества

Если бы специалисты по соматике решили придумать девиз для своей работы, то он звучал бы примерно так: "Меньше усилий, больше результатов". В отличие от тех уроков, которые вы посещали в школе, психофизическое обучение не направлено на достижение определенных целей с помощью напряжения и усилий. Ф. М. Алекзандер называл это напряжение "стремлением к пределу". Занятия вовлекают вас в процесс самопознания. Вам помогут избежать излишнего форсирования или чрезмерной устремленности, помогут действовать постепенно, а не заниматься "преодолением" себя. Вы достигнете большего, приложив для этого меньше усилий и не причинив вреда ни себе, ни другим, если будете следовать принципу, что телу удовольствие нравится больше, чем боль. Также очень важно не реагировать фразами типа: "До чего же глупо с моей стороны делать подобные движения", так как подобные суждения могут усилить уже существующее напряжение.

По мнению специалистов, работая нейромышечной системой, мы фасилитируем легкие, простые, плавные движения, что значительно важнее, чем, например, умение грациозно танцевать или пылесосить так, чтобы потом не болела спина.

Уровень сенсорно-моторного функционирования зависит еще и от возраста. … Чем рациональнее вы функционируете, тем больше вероятность, что даже в зрелом возрасте вы будете гибкими, легко реагирующими, энергичными и способными. Сутулая походка, ограниченность движений и дряхлость не являются данностью. Застывшие, согнутые, слабые, забытые или немощные части тела можно разбудить, сделать упругими, усилить и заставить вновь функционировать.

Функциональные телесно ориентированные техники приносят огромную пользу: облегчают боль, улучшают здоровье, продлевают жизнь, а также редуцируют ревматические, неврологические, спинно-мозговые, респираторные и стрессовые отклонения. Когда исчезают привычные модели движения, увеличивается амплитуда движений, гибкость, равновесие, координация. Поскольку то, как вы двигаетесь, напрямую зависит от того, как вы чувствуете и думаете, изменяется как ваша поза, так и эмоции. Тревога ослабнет, вы станете более открытыми, улучшится самовосприятие, и возрастет самоуважение. Усилится ваша способность жить в настоящий момент, быть более восприимчивыми к новым идеям и опытам, решать проблемы, возрастет терпимость по отношению к другим людям.

(Из книги М.Кнастер "Мудрость тела", М, 2002.)