ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Телефон для связи 8(916)447-93-94



Западное искусство движения

Кнастер М.

У детей, как и у первобытного человека,
есть прирожденный дар естественных движений
и естественной любви к ним. В дальнейшем ... человек
становится осмотрительным, подозрительным,
а иногда даже враждебным движению. Он забывает,
что движение - основа его существования.

Рудольф Лабан


Восточные искусства движения, такие, как тай цзи цюань, йога или айкидо, возникли как искусство самообороны или духовные практики и эволюционировали в искусство исцеления. Западное искусство движения начиналось по-иному - в мире танца. И хотя восточное и западное направления в искусстве движения можно использовать в качестве упражнений, цель у них другая. Бездумно повторяя движения, вам не войти в новый мир, а вот непредсказуемые движения могут привести вас к пробуждению.

НАЧАЛО В ТАНЦЕ

Мы действуем так, как движемся. Многие западные искусства движения стремятся охватить все ваше существо, в то время как обычные физические упражнения по большей части направлены на улучшение фигуры или функционирования сердечно-сосудистой системы. Вместо того чтобы, например, снизить вес, искусства движения … фокусируются на разрушении привычных форм поведения, которые ограничивают вашу способность двигаться и мыслить. Оба эти процесса носят обучающий характер, они способствуют познанию себя и расширению собственных возможностей. Движение расширяет ваши физические возможности, увеличивая силу, развивая чувство равновесия, вызывая скрытую энергию, улучшая координированность тела и способность к действию. Ваше тело получает шанс перейти от пассивного заполнения информацией к ее практическому использованию. Оба подхода объединяет то, что они используют кинетическое сознавание или ощущение себя.

Искусство движения создавалось профессиональными танцорами и хореографами и являлось для них средством повышения уровня исполнительского мастерства. Несмотря на это, рамки использования этого искусства расширились далеко за круг людей, профессионально занимающихся танцем. Оно оказалось весьма полезным при самых разнообразных физических и эмоциональных затруднениях.

Искусство движения обращено к нашим двигательным навыкам, которыми мы овладеваем в младенчестве и детском возрасте. Если нашему развитию ничто и никто не мешает, двигательные возможности будут формироваться естественным образом. Если же дело обстоит иначе, в дальнейшей жизни нам придется труднее. "Нельзя сократить этот путь: ребенок не может позволить себе пропустить хотя бы один этап процесса обучения. Если малыш не научился ползать, ему будет чего-то недоставать, когда он будет взрослым", - говорит Тед Капчук (Ted Kaptchuk), доктор восточной медицины в израильской больнице Бет в Бостоне. Эти пробелы в процессе развития впоследствии трансформируются в неиспользуемый двигательный потенциал.

Будучи детьми, мы все время что-то исследуем, крутимся, поворачиваемся, дотягиваемся до чего-то, карабкаемся, падаем. Но, став взрослыми, мы, как правило, перестаем изыскивать новые возможности и начинаем двигаться, думать и выражать свои мысли каким-то определенным образом. Мы идем по жизни знакомым путем, потому что, стоит нам выйти за привычные границы, нас одолевает чувство смущения и беспокойства. Мы не понимаем, что можем обогатить свой опыт. Ограниченное движение идет рука об руку с ограниченным разумом. Освобождая движение, мы освобождаем свою личность. Эмоциональная свобода и свобода ума сопутствуют свободному движению.

Искусства движения … дают нам прекрасную возможность воссоздать то, что было нами упущено в прежней жизни. Они могут ввести нашу нервную систему в незнакомый или "забытый" мир, который движение разбивает на мельчайшие послания. Нервная система может ассимилировать их и, в конечном счете, синтезировать в функциональные формы движения.

В процессе обучения новым двигательным возможностям искусства движения помогают вам обрести новую легкость тела. Кроме возможности расширить объем движений, вы получаете возможность нового чувствования и образа мыслей.

Вы можете научиться двигаться, отталкиваясь не от внешнего образа, а из глубины собственного тела, и сможете вдруг понять, как найти свой темп, причем сделаете это без понуканий и вынужденного напряжения. Вы можете воспользоваться этим искусством, чтобы понять, кто вы есть.

(Из книги М.Кнастер "Мудрость тела", М, 2002.)